Оценка выносливости и работоспособности организма

Общая выносливость и работоспособность могут оцениваться по ре­зультату в беге на 2 км (см. статью «Оценка уровня здоровья«). В этом случае по­правка на возраст не делается. Юноши и девушки должны стре­миться (по мере роста тренированности и функциональных воз­можностей организма) к результату в пределах 7-9 баллов, лица старших возрастных групп — поддерживать достигнутый результат. Ухудшение результата указывает на снижение на­дежности жизнеобеспечивающих систем, а следовательно, и на старение организма.

Оценить общую работоспособность можно и по результатам Гарвардского «степ-теста».

Методика проведения Гарвардского «степ-теста» и оценка его результатов. Физическая нагрузка задается в виде вос­хождений на ступеньку. Высота ступеньки и время выполнения мышечной работы зависят от пола, возраста и физического раз­вития испытуемого. Во время тестирования совер­шаются подъёмы на ступеньку в заданном темпе — 30 раз в 1 мин. Подъём и спуск состоят из четырёх движений: 1 — испытуемый ставит на ступеньку одну ногу, 2 — ставит на сту­пеньку другую ногу, 3 — ставит назад на пол ногу, с которой начал восхождение, 4 — ставит на пол другую ногу.

Группа испытыемых

Высота ступеньки, см

Время восхождения, мин

Мужчины (старше 18 лет)

50

5

Женщины (старше 18 лет)

43

5

Юноши и подростки (12-18 лет)

45

4

Девушки (12-18 лет)

40

4

Мальчики и девочки (8-11 лет)

35

3

Мальчики и девочки (7 лет)

35

2

Мальчики и девочки (5-6 лет)

20

2

Мальчики и девочки (4 года)

15

2

В положении стоя на ступеньке ноги должны быть прямыми, туловище должно быть строго вертикально. При подъёме и спус­ке руки выполняют обычные для ходьбы движения. Во время вы­полнения теста можно несколько раз сменить ногу, с которой начинается подъем. В тех случаях, когда испытуемый прекра­щает работу раньше указанного в табл. 19 времени, фикси­руется то время, в течение которого выполнялась работа. Если из-за утомления испытуемый не может поддерживать данный темп восхождений в течение 20 с, тест прекращается, а при расчете учитывается фактическое время выполнения нагрузки.

После окончания физической нагрузки испытуемый отдыхает сидя. Начиная со 2-й минуты у него 3 раза подсчитывается число пульсовых ударов за 30 с: с 60-й до 90-й секунды вос­становительного периода, со 120-й до 150-й и со 180-й до 210-й. Результаты тестирования выражаются в условных едини­цах в виде индекса Гарвардского «степ-теста» (ИГСТ). Эту величину рассчитывают с помощью следующего уравнения:

ИГСТ = 100t/(f1+f2+f3)*2

где t —фактическое время выполнения физической нагрузки, с; f1, f2, f3 —суммарное число пульсовых ударов за первые 30 с каждой минуты (на­чиная со 2-й) восстановительного периода; 100 —коэффициент; 2 — коэф­фициент для перевода суммарного числа пульсовых ударов за 30 с в таковое за 1  мин.

ИГСТ характеризует скорость восстановительных процессов после достаточно напряж`нной мышечной  работы. Чем быстрее восстанавливается пульс, тем меньше суммарное число пульсо­вых ударов и, следовательно, выше ИГСТ.

Оценки,   соответствующие   ИГСТ,   полученным  в   результате тестирования, приведены ниже:

Меньше 55 Плохая
55-64 Ниже средней
65-79 Средняя
80-89 Хорошая
90 и более Отличная

Занимаясь по предложенным развивающим программам, пе­риодически контролируйте свою выносливость. По мере роста тренированности ваши оценки в тестах должны обязательно улучшаться. Для поддержания выносливости достаточно двух специализированных занятий в неделю.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.