Бронхиальная астма. Лечение физкультурой и дыхательной гимнастикой

Наиболее эффективными средствами для профилактики и лечения бронхиальной астмы являются оздоровительный бег и ходьба с чередованием естественного и выраженного диафрагмального дыхания, общеразвивающие и силовые упражнения, плавание и спортивные игры. Методика занятий перечисленными средствами подробно описана в соответствующих разделах сайта, поэтому ниже отметим только некоторые особенности, которые необходимо учитывать при выполнении упражнений.

1. Диафрагмальное дыхание при беге выполняется однократно или сериями по 3-4 вдоха-выдоха, без кашля. Выраженное диафрагмальное дыхание чередуется с естественным (в пределах 30 с).
Важно научиться выполнять диафрагмальный выдох на 6-8 пар шагов, удерживая живот сильно втянутым за счет мышц брюшного пресса. На вдохе держать живот выпяченным на 1-3 пары шагов.

2. Длительность оздоровительного бега при пульсе 130-150 уд/мин можно постепенно довести до 1 ч. Детям меньше 6 лет длительность ограничивать не следует. Бегом занимайтесь в любую погоду — чем ниже температура воздуха, тем лучше результат. При низкой минусовой температуре воздуха дышать надо обязательно через рот.

3. При диафрагмальном дыхании во время ходьбы, начав движение, сразу же стремитесь к форсированному выдоху, используя всю силу мышц брюшного пресса; полный выдох делайте на 6-8 пар шагов. Остановитесь, слегка наклонитесь вперед и, предельно выпячивая живот, сделайте вдох и сразу же глухо кашляните, резко втягивая живот. Вдох и кашель повторите еще 1-2 раза и продолжайте ходьбу.

4. Освойте ходьбу и медленный бег с поверхностным дыханием через нос, плавание с коротким вдохом-выдохом. Длительность занятий и методика комплексирования средств физической нагрузки такие же, как и при оздоровительной тренировке.

Дыхательная гимнастика.

Специальные дыхательные упражнения обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательные мышцы. Выполняя специальные дыхательные упражнения, надо обязательно дышать через рот, так как при форсированном дыхании, через нос можно занести патологическое содержимое носоглотки в бронхи. При обильной мокроте упражнение начинайте во время паузы между вдохом и выдохом, чтобы не вызвать приступа кашля.

1. Стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч максимально отведены назад, пальцы разведены, кисти с повернутыми вперед ладонями до предела отведены назад. На счет «раз» движением рук вперед молниеносно скрестить их перед грудью так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно хлестнули по лопаткам (громкий мощный выдох), на счет «два» плавно, медленно вернуться в исходное положение (за счет диафрагмального вдоха выпятить живот). Следите, чтобы кисти каждый раз обязательно отводились далеко назад. Только тогда будет обеспечена молниеносность хлеста и удар по лопаткам (важной рефлексогенной зоне) нужной силы.

2. Стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки в стороны и вверх. На счет раз, опускаясь на всю ступню, наклониться вперед, округлив спину, руки маховым движением через стороны скрестить перед грудью, больно хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох), на счет «два-три» руки плавно развести в стороны, снова скрестить перед грудью, 2-3 раза хлестнуть кистями по лопаткам и, продолжая выдох, на счет «четыре» вернуться в исходное положение, выпятить живот за счет диафрагмального вдоха.
Руки должны быть полностью разведены в стороны, кисти предельно подняты вверх. Только при таком условии хлест по лопаткам будет достаточно сильным. Как правило, новички могут в наклоне хлестнуть по лопаткам не более 3 раз, но со временем, по мере роста тренированности, эта цифра изменится в сторону увеличения.

3. Стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх и назад, пальцы сплетены (как будто держат топор). На счет «раз», опускаясь на стопу, одновременно быстро наклониться вперед, округлив спину, хлестнуть руками вперед — вниз — назад, как при рубке топором (громкий мощный выдох); на счет «два» плавно вернуться в исходное положение, выпячивая живот за счет диафрагмального вдоха.
Выполняя упражнение, нельзя сгибать ноги в коленях, иначе, ударив руками о землю, можно поранить их.

4. Лежа на спине. На счет «раз-два-три» сделать мощный длительный, предельной глубины выдох, сокращая мышцы брюшного пресса (живот сильно втянут), на счет «четыре» — диафрагмальный вдох, предельно выпячивая живот. Затем глухо, за счет быстрого напряжения мышц брюшного пресса кашлянуть (можно и без кашля).

5. То же, но в положении стоя.

6. То же, но в положении сидя.

7. Лежа на спине. На счет «раз» согнуть ноги, обхватить руками голени и подтянуть колени к груди, одновременно начав мощный выдох; на счет «два — семь», сильно прижимая руками колени к груди, продолжить и завершить выдох на его пределе, на счет «восемь» вернуться в исходное положение, выпятить живот за счет диафрагмального вдоха и глухо кашлянуть только за счет напряжения брюшного пресса.

8. (Для детей, выполняется с помощью взрослого.) Выжимание лежа. Стоя на коленях лицом к ребенку, который лежит на спине, обхватите руками его голени (на середине). Прием выполняется так же, как в упр. 7. Следите за тем, чтобы ваши плечи находились строго над площадью опоры (над кистями), тогда будет оказываться правильное давление на грудную клетку ребенка.

9. Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях под прямым углом, предплечья плотно прижаты к нижним ребрам и диафрагме, кисти — к бокам. На счет «раз» глубоко наклониться вперед, округлив спину, упереться предплечьями в бедра, слегка присесть (голова на уровне колен, взгляд направлен вниз и назад), одновременно начав мощный выдох; на счет «два -семь» продолжить и на пределе завершить выдох, руки расслабленно опустить, выпятить диафрагмальным вдохом живот и глухо кашлянуть, повторить вдох и кашель еще 2 раза; на счет «восемь» возвратиться в исходное положение, выпятить живот за счет диафрагмального вдоха.

10. (Для детей, выполняется с помощью взрослого.) Выжимание стоя. Ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, помогающий встает сзади, плотно прижавшись к нему, предплечьями и кистями обхватив его в области нижних ребер и диафрагмы. Выполняется прием так же, как и в упр. 9.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.